Сущность, задачи и принципы риск-менеджмента

Риск-менеджмент — составная часть системы стратегического управления предприятием. Он затрагивая все подразделения организации и в динамике отслеживая как ее внутреннее развитие, так и изменение состояния внешней среды. Менеджмент риска – процесс системный и достаточно дорогой. Его применение на малых предприятиях обычно нерентабельно. В малом бизнесе риск-менеджмент заменяется «ручным управлением» хозяйственной деятельностью.

Если рассматривать его как экономическую категорию — то это прежде всего система, которая объединяет лиц, принимающих решения, и исполнителей, а также устанавливает порядок их взаимодействия.

Целевая функция риск-менеджмента на предприятии непосредственно связана с целевой моделью максимизации его рыночной стоимости. Эта модель отражает одну из важнейших концептуальных идей современной теории фирмы, выражающейся в том, что основной целью функционирования предприятия является максимизация благосостояния его владельцев.

Главной целью менеджмента риска является максимизация благосостояния собственников предприятия на долгую перспективу, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

Риск-менеджмент призван оценивать угрозы и учитывать возможности на пути предприятия к увеличению благосостояния владельцев акций предприятия.

К задачам менеджмента риска относятся:

  • определение ситуации с рисками предприятия для процесса управления ими;
  • управление действиями по идентификации риска;
  • управление действиями по анализу и оценке риска;
  • разработка и осуществление действий по уменьшению риска, пока уровень риска не станет приемлемым;
  • поиск решений для различных задач менеджмента риска;
  • проверка выполнения решений и оценка их эффективности;
  • постоянный и своевременный обмен информацией по вопросам риска;
  • обеспечение планами нештатных ситуаций;
  • мониторинг процесса менеджмента риска и осуществление корректирующих действий при необходимости;
  • создание системы документации, обеспечивающей возможность контроля риск-менеджмента на всех его этапах.

Принципы менеджмента риска

Для эффективного менеджмента риска организация должна на всех уровнях соответствовать следующим принципам:

  1. менеджмент риска создает и обеспечивает ценность. Он обеспечивает достижение целей и повышение эффективности деятельности предприятия, например, для обеспечения здоровья и безопасности людей, соответствия законодательным требованиям, признания общественностью, охраны окружающей среды, качества продукции, результативности деятельности, создания репутации;
  2. менеджмент риска – неотъемлемая часть всех организационных процессов. Он не является отдельным видом деятельности, отделенным от основной деятельности. Менеджмент риска – это часть обязательной работы руководства и неотъемлемая часть всех организационных процессов;
  3. менеджмент риска – это часть методики принятия решений. Он помогает ЛПР (лицо принимающее решение) делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и определять различия между взаимозаменяемыми планами действий;
  4. менеджмент риска подробно рассматривает неопределенность. Он оценивает характер этой неопределенности и меры, принимаемые по ее снижению;
  5. менеджмент риска является систематическим, структурированным и своевременным. Такой подход к менеджменту риска способствует эффективности, а также получению сопоставимых и достоверных результатов;
  6. менеджмент риска основывается на доступной информации. Входные данные для него берутся из таких источников информации, как статистика, опытные данные, информация заинтересованных сторон, наблюдения, прогнозы и оценки экспертов;
  7. менеджмент риска является целенаправленным. Он должен соответствовать внешней и внутренней среде предприятия и профилю его рисков;
  8. менеджмент риска учитывает человеческие и культурные факторы. Он должен принимать во внимание восприятия и намерения людей, способных способствовать достижению целей организации или затруднять их, вне зависимости от того, являются ли эти люди внутренними или внешними заинтересованными лицами;
  9. менеджмент риска является прозрачным и всесторонним. Своевременное вовлечение всех заинтересованных сторон, и в особенности ЛПР, обеспечивает то, что менеджмент риска является обоснованным и своевременным. Участие этих сторон также позволяет учитывать их точки зрения при определении критериев риска;
  10. менеджмент риска является процессом динамичным, повторяющимся и реагирующим на изменение. Поскольку непрерывно возникают новые внешние и внутренние события, влияющие на деятельность предприятия, а также изменяются интересы и знания людей, возникают новые риски, некоторые из них изменяются, а другие риски исчезают. Поэтому система управления рисками обязана предусматривать беспрерывный мониторинг и анализ рисков;
  11. менеджмент риска способствует постоянному улучшению организации. Предприятие должно разрабатывать и применять стратегии по улучшению менеджмента риска с учетом новейших технологий и методик в дополнение ко всем другим аспектам организации.

Внедрение структуры риск-менеджмента в общую систему управления предприятием является индивидуальным процессом и полностью зависит от внешних и внутренних особенностей, характеризующих конкретную организацию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *